Blackmore's Night - Secret Voyage

Седьмой по счёту альбом «Blackmore's Night», второй после «The Village Lanterne» и первый после «Winter Carols». На любом альбоме Блэкмора - при всём их разнообразии - всегда можно было найти гениальные композиции. Этот альбом не стал исключением.

Многое на «Secret Voyage» подтверждает то, что Блэкмор был, есть и будет одним из величайших композиторов и гитаристов мира, но концептуально альбом получился неубедительным. По замыслу группы, альбом является мистическим путешествием по различным культурам и временам (это отражено в заглавии и в образе летящего к Луне корабля, изображённого на обложке).

Но так ли это? Основу альбома, как и раньше, составляют композиции, стиль которых можно описать как сочетание средневекового фолка (местами аутентичного, местами явно модернизированного, метафорически переосмысленного) и арт-рока в широком смысле этого слова - с его изысканностью и установкой на классическую сложность. Основой концепции «путешествия» стали три песни: «Toast to Tomorrow», написанная по мотивам «Виновата ли я…», новая версия «Rainbow Eyes» и кавер-версия баллады «Can't Help Falling in Love» Элвиса Пресли.

Несложно заметить, что сама идея «путешествия» «притянута за уши», а выбор этих композиций (за исключением «авто-кавера», довольно слабых) весьма случаен. Сам альбом получился неровным и эклектичным, местами даже поверхностным, что, впрочем, не отменяет силы его отдельных композиций. Конечно, в этом сочетании несочетаемого тоже можно увидеть определённое обаяние, но всё же…

И пару слов об обложке. Образ корабля на фоне луны сам по себе красив, но композиция получилась недоработанной, непропорциональной, а гамма - несколько монотонной. Как бы то ни было, многие композиции на альбоме не уступают лучшим образцам «Deep Purple», «Rainbow» и, конечно же, самого «Blackmore's Night», и достойны многократного прослушивания.

God Save the Keg: Грубо говоря, любая группа имеет, как минимум, три варианта для начала альбома: 1. «Песня для разогрева», 2. Композиция, сразу же завлекающая слушателя, 3. Инструментальное «интро» (как показывает история, чаще всего проходное, а у некоторых «металлических» групп (в том числе, и выдающихся) инструментальные вступления вообще почему-то оказывается какафоническими и совершенно ненужными). В «God Save the Keg» одновременно сочетаются три функции: это и качественный «разогрев», и великолепная композиция, сразу поражающая слушателя, и идеальное «интро». Инструментал одновременно является вступлением и к альбому, и к песне «Locked Within the Crystal Ball». Можно сказать, что в нём отражаются самые лучшие черты «классической струи» в «пурпурной» музыке. Нежные интонации сменяются всё более торжественными. Прекрасные мелодии, инструментальная полифония, орган а-ля Бах.

Locked Within the Crystal Ball: Очень длинная и в то же время целостная и динамичная композиция, поражающая мощью и насыщенностью звучания. В ней совмещается всё: и симфонизм, и Средневековье, и классическая сложность лучших образцов хард/арт-рокового жанра. Изощрённая структура, великолепное «электрическое» соло в середине. Вынесенные в заглавие слова повторяются в конце то ли как гимн, то ли как заклинание.

Gilded Cage: После блистательного начала эта песня удивляет своей излишней простотой, кажется блеклой и необязательной…

Toast to Tomorrow: Я никогда не был большим поклонником русской фольклорной музыки. Но дело даже не в этом. «Виновата ли я…», на мой взгляд, является далеко не лучшим образцом русского фолка. И её крикливая мелодия совершенно не вписывается в стилистику группы. В одном из интервью Блэкмор утверждал, что не любит кельтский/ирландский фольклор, а вот русский ему довольно интересен. Возможно, какая-то другая русская песня звучала бы на альбоме уместнее. Конечно, профессионализм Ричи и Кэндис не вызывает сомнения. Интересная инструментальная партия в середине. Голос Кэндис звучит неожиданно и отлично вписывается в русскую мелодику. Но всё же, на мой взгляд, песня получилась неудачной или, по крайней мере, сомнительной.

Prince Waldeck's Galliard: Хороший акустический инструментал.

Rainbow Eyes: Ещё один шедевр. Оригинал этой песни в особом представлении не нуждается. Конечно, Кэндис - не Дио, но и Дио - не Кэндис… Оба хороши по-своему. Бросается в глаза (или в уши) полная противоположность (или даже полярность) версии с уже давно классического «Long Live Rock'n'Roll» и её новой переработки. Неповторимые романтизм и возвышенность, столь свойственные «Радуге», никуда не делись, но Блэкмор их добивается совершенно иными художественными средствами: простота и задумчивый минимализм оригинала заменяются динамичной, довольно быстрой музыкой, переполненной потрясающими гитарными соло.

The Circle: Ещё один шедевр. Как и «Spanish Nights», эта песня является акустической по преимуществу обработкой «пурпурной» мелодики (особенно в середине). Ведь очень часто бывает, что хард-роковый рифф, исполненный на других инструментах, оказывается вполне «средневековым» или «симфоническим», а Бетховен - хэви-металом.

Sister Gypsy: Традиционная для группы композиция.

Can't Help Falling in Love: Зачем? Зачем «средневековой» группе Элвис? Да ещё в такой версии, напоминающей, скорее, брит-поп или евродиско? Оригинал, который здесь и узнать трудно, гораздо выразительнее и глубже. Правда, в середине песни исполнено хорошее соло, но то, что фирменная гитара Блэкмора может звучать в самых невыразительных композициях, - не секрет. Многие композиции «Rainbow» с Боннетом и Тёрнером - тому подтверждение.

Peasant's Promise: Отличная песня, пронизанная элегантным сквозным мотивом, восходящим к английской музыке Средневековья.

Far Far Away: По сути, проходная песня.

Empty Words: Выразительная, очень тёплая концовка альбома, посвящённая «пустым словам», утратившим связь с понятиями.