Ritchie Blackmore – эксклюзив для «Русской рекламы»

Виртуозный гитарист, легенда хард-рока Ричи Блэкмор согласился на эксклюзивное интервью для газеты «Русская реклама». За все время его творческой карьеры это его первое интервью для российской газеты. Надо отметить, что англоязычным газетам так и не удалось побеседовать с именитым музыкантом. Мы с Ричи договорились о встрече сразу после окончания концерта его команды Blackmore's Night, который проходил в St. Paul's Church и имел оглушительный успех.

Тем, кому незнакомо имя Ричи Блэкмора, напоминаем, что он был в числе участников классического состава легендарной западной рок-группы Deep Purple и считался одним из лучших мастеров игры на гитаре. В дальнейшем Блэкмор покинул Deep Purple и создал собственную группу, которая получила название Rainbow. В 1984-м году Блэкмор вновь присоединяется к легендам западного рока, которые воссоединились в золотом составе. В 1994-м году Ричи снова уходит из Deep Purple и опять воссоздает Rainbow. С 1997-го года прославленный гитарист перестает быть королем рока и теперь играет в стиле ренессанс. Музыкант умело соединяет средневековую музыку с современными ритмами.

Итак, мы сидим за маленьким столиком в ресторанчике, оформленном в старинном стиле, а рядом с нами – мистер Блэкмор и его супруга Кэндис Найт, вокалистка их группы. Я немного нервничаю, еще бы! Не каждый день выпадает возможность пообщаться с живой легендой. Ричи налил всем красного вина (несмотря на суперпопулярность, Блэкмор ведет себя очень скромно и просто).

- Ричи, что ты испытываешь, давая интервью нашей газете? Ведь это твое первое интервью для россиян за 13 лет твоей звездной карьеры.

- Меня никто не просил давать интервью русскоязычной газете, но времена меняются. Как-то мы планировали провести ряд концертов в России, но в итоге решили отказаться. Так что у нас не было возможности давать интервью для русских газет.

- Почему решили отказаться?

- Большинство жителей России, которые захотели бы посетить мои концерты не из-за того, что это круто, а потому что по-настоящему любят музыку, не смогли бы купить билеты. Я предпочитаю играть для всех, а не для кучки избранных с толстым кошельком. Если в Америке и Европе я играю для простых людей, то в России все это будет выглядеть иначе.

- Ричи, тебя знают, как признанного мастера хард-рока. Как так получилось, что ты отошел так далеко от своего привычного стиля и перешел на классику?

- Из всех музыкальных течений мне больше всего импонирует ренессанс. Я это понял еще в 9-летнем возрасте. Но рок-н-ролл я тоже люблю. Между прочим, между рок-н-роллом и ренессансом есть связь. В «Smoke On the Water», например, есть много общего с ренессансом. Другая причина, по которой я тяготею к этому стилю – это моя убежденность в том, что наша жизнь не единственная в мире. И наш мир не единственный во вселенной. Я верю в реинкарнацию. Знаете, кем я был в прошлой жизни? Трубадуром. Хотя… иногда я думаю, что мог бы быть русским убийцей(!).

- Как это согласуется с теорией, что каждая последующая жизнь служит нам наказанием в искупление прошлых грехов?

- Не исключено, что я сейчас отбываю свое рода повинность в виде моей привязанности к музыке. Я бы не назвал жизнь гастролирующего известного музыканта такой уж легкой. У нас куча своих заморочек.

- Твой прошлый концерт в Нью-Йорке имел оглушительный успех. А как насчет Европы?

- Публика разных стран мало чем отличается. Единственный неприятный момент был, когда я поранил бровь гитарным грифом. Так что вместо трехчасового концерта я был вынужден отправиться в госпиталь.

- Твоя группа носит название «Blackmore's Night». Откуда возникла такая идея?

- Мысль так назвать группу была навеяна немецким пилотом времен первой мировой войны «Красным бароном» и Снупи – героем мультфильма. Я сочинил песню про то, как Снупи сражается с Красным бароном. Я продемонстрировал результат на Рождество и зрителям очень понравилось. Вы не поверите, но мне пришлось исполнить ее на бис раз 30. Это продолжалось всю ночь напролет. Ночь назвали «Ночью Блэкмора». Отсюда и название.

- Ричи, ты ведь родом из Англии. В каком году ты переехал жить в США, и что тебя сподвигло на переезд?

- Переехал в 1975-м году, а случилось это по одной банальной причине – чтоб платить меньше налогов, так как в Англии они очень большие.

- Свою команду Rainbow ты организовал уже в Америке?

- Да, и в ее состав вошли американские музыканты. Вокалиста Ронни Джеймс Дио я заметил еще в ELF и мне он очень понравился. Я предложил ему поработать над записью композиции «Black Sheep of the Family», а потом предложил ему спеть песни других музыкантов. Лично мне без разницы, являюсь ли автором песни я или кто-то другой. Если вещь мне нравится, этого достаточно. Один вокалист отказался, зато Ронни сразу согласился. Так мы и стали сотрудничать.

- Случается ли тебе испытывать ностальгию по родным местам? Мне кажется, Англия больше подходит твоему складу характера.

- Конечно, я скучаю по Англии. Там навсегда осталась часть моей души. А в Америке меня держит только моя жена Кэндис.

Кэндис, где ты познакомилась с Ричи Блэкмором?

- Я родилась на Лонг-Айленде. Полтора года проработала на одной из местных радиостанций. В рекламных целях мы решили провести футбольный матч, в котором должны были принять участие музыканты из группы Deep Purple (они как раз были здесь на гастролях). В итоге мы им проиграли – Блэкмор и его команда разбили нас в пух и прах. После окончания игры я подошла к Ричи и пожала ему руку. Он пригласил меня в бар, в котором мы просидели до утра за разговорами.

- Так это и была Ночь Блэкмора – Blackmore's night?

- Так и есть! (все смеются). Мы говорили о самых разных вещах и обнаружили, что у нас очень много общего. За эту ночь мы очень сблизились. Мы выяснили, что идеально подходим друг другу.

- Ричи, возвращаясь опять к теме футбола. Ходят слухи, будто ты болеешь за мюнхенскую «Баварию». Расскажешь об этом? Эта футбольная тема волнует нас всех. Все мы являемся европейцами, ты из западной Европы, я – из восточной. Футбол – это наша жизнь.

- Слухи не верны, я болею за «Нюрнберг», потому что они неопытные, зато амбициозные. Меня восхищает их борьба и целеустремленность, и я от всей души желаю им победы. Мне всегда нравилось поддерживать новичков. А моя любимая сборная – Германия. Удивлены?

- Признаться, да. А приходилось ли тебе слышать об известном украинском клубе «Динамо» Киев?

- Наслышан. В нем очень сильные игроки.

- Они обыграли «Баварию».

- Что-то припоминаю.

- Кэндис, вопрос к вам. Ваш ответ на него очень интересен. Какого это – быть женой, партнершей, спутницей такой мировой звезды как Ричи Блэкмор?

- Признаться, я и мечтать о таком не могла. Я наслаждаюсь каждым мгновением, проведенным рядом с ним, я воспринимаю это как подарок свыше. Когда я выступаю в его команде, я разделяю его радость от встречи с нашими поклонниками. Я вижу, как горят их глаза. Мне до сих пор не верится, что моя мечта стала реальностью. Если бы я была только женой, или только членом его группы, я все равно была бы очень счастлива от того, что нахожусь рядом с этим человеком.

- Я думаю, что Ричи столь же счастлив иметь такую красивую и замечательную жену и подругу. Кэндис, расскажи немного о прошлой своей жизни. Как ты стала заниматься музыкой?

- Все началось в четыре года, когда я стала петь сначала дома, затем в детском хоре. Параллельно с этим я пробовала свои силы в модельном бизнесе. Должна признаться, я никогда не думала о карьере солистки. Потом была работа в театре. Перед выступлениями у меня каждый раз бешено колотилось сердце – я очень волновалась.

- То есть, вы боялись публичных выступлений? А как дела обстоят теперь?

- Во мне всегда присутствовал этот страх. До сих пор перед выходом на сцену я начинаю ощущать дрожь в коленях. Не так сильно, как раньше, но волнение все же присутствует. Например, в Токио около минуты не могла справиться со своими эмоциями. Я всегда прошу направлять прожекторы таким образом, чтобы не было видно лиц в зале. Как видите, и у профессионалов есть свои страхи.

- Ричи, а у тебя как дела с этим?

- Во мне тоже есть этот страх.

- Ричи, насколько было трудно полностью трансформировать свой музыкальный стиль?

- У меня всегда были внутренние направляющие. Так было каждый раз, когда происходили какие-то изменения. В бытность Дио в Rainbow, потом появление Джо Линн Тернера. Не зависимо от того, кто исполняет, и что я делаю. Люди всегда склонны сравнивать прошлое и настоящее, этого вполне хватило. Как видите, мой последний диск Rainbow «Stranger In Us All» является продолжением предыдущего. То же самое и с Blackmore's Night.

- Тебя всегда причисляли к самым великим гитаристам нашей эпохи. Ты смог придумать свой собственный стиль. Не расскажешь, кто оказал влияние на твое творческое становление? Как ты стал тем знаменитым Ричи Блэкмором, имя которого у всех на устах?

- Вам знакомо имя Дуэйн Эдди? Этот человек был моим первым кумиром. Кроме него еще Бади Холли, Niro End Gladiators, Скотти Мур, игравший с Элвисом Пресли, Альберт Ли из Everley Brothers и Томми Стил.

- Но твое музыкальное направление является совершенно уникальным, оно не похоже ни на какое другое. Сейчас у тебя много последователей, тебе пытаются подражать. Однажды даже Iron Maiden признались, что кое-что позаимствовали у Deep Purple в золотом составе, где ты задавал тон музыке.

- Это правда. Мне приятно, что мы для многих музыкантов являемся примером для подражания. Используя нашу музыку, как некий образец, они создают что-то совсем не похожее на наши вещи, но в то же время по-настоящему стоящее.

- Ричи, вспомнились ваши альбомы «Machine Head» и «Burn». В обоих названиях присутствует слово «Луна». Что это означает?

- У Кэндис луна всегда символизирует лирику, романтику. Все, что связано с луной, приобретает оттенок таинственности и загадочности. Луна многолика и многогранна, и способна заряжать своей природной энергией.

- Кэндис, на концерте ты пела потрясающе. Твои песни очаровывают и одновременно будоражат воображение. Где ты черпаешь вдохновение для написания песен? Может из легенд или сказаний?

- Большинство моих песен отражают нашу действительность, наш повседневный мир. Меня вдохновляют самые простые вещи – солнце, птицы, вода, деревья. На меня влияет даже смена сезонов. Мое воображение подсказывает мне, что можно сделать из самых простых и обыденных вещей, я стараюсь показать всю их красоту, донести ее до людей. Сейчас наша жизнь проходит под влиянием всевозможных стрессов, напряжение давит на нас со всех сторон. И если я вдруг вижу счастливые и радостные лица людей, я сама становлюсь счастливой. И еще есть одна бессмертная тема, которая всегда присутствует в моих песнях – это любовь.

(Ричи шутит): Одна официантка, которая здесь когда-то работала, услышав однажды песню Кэндис, так прониклась романтизмом, что скинула с себя всю одежду (смеется).

- Ричи, какие требования ты предъявляешь своим партнерам по группе?

- Прежде чем принять музыканта в мою команду, я расспрашиваю его, что он думает о музыке ренессанс и знаком ли ему этот стиль. Мне никогда не нравилось играть с так называемыми наемниками, которые пришли сюда зарабатывать деньги. Такие будут исполнять все, что угодно, лишь бы получить свой гонорар. Я считаю, что музыка должна быть выше этого, так что с такими музыкантами мне явно не по пути. Прежде всего, должен присутствовать энтузиазм и желание играть. Играть не ради денег, которые на самом деле душевно обедняют, но ради музыки, которая обогащает душу.

- Ричи, всем давно известно, что ты создал себе некий образ «музыканта в черном». На всех своих выступлениях ты всегда предстаешь в черных одеяниях. Не кажется ли тебе, что твой «черный» имидж несколько не вписывается в общую картину ваших шоу?

- Мне нравится создавать на сцене немного таинственный, загадочный образ. Это не всегда удается. Я не хочу производить впечатление беспечного и счастливого парня с глупой улыбкой на лице. Где бы мы ни выступали, я всегда держусь несколько обособленно от остальных. Я всегда был сам по себе, такой уж я. Но не подумайте, что если я держусь отдельно от остальных, это автоматически делает меня высокомерным. Я стараюсь не доходить до крайностей, когда чрезмерную молчаливость можно принять за равнодушие, а попытки уединиться за проявление заносчивости.

- Не могу обойти вниманием твою первую группу, которая приняла тебя в свои достойные ряды (я говорю о Deep Purple). На их песнях выросло не одно поколение. Я сам одно время был страстным фанатом этих королей рока.

- Deep Purple оставались действительно королями до 1974-го года. Тогда было выпущено несколько их самых ярких альбомов, таких как «Machine Head», «In Rock», «Burn»…

- Ричи, почему ты в 1975-м году покинул группу?

- После выхода их диска «Stormbringer» я начал по-другому относиться к этим ребятам. Этот альбом походил на творение Стиви Уандера, а не хард-рок группы, хотя там есть очень достойные композиции – «Gypsy», «Soldier of Fortune», «Lady Double Dealer»… Но все равно это не было похоже на них. Они как будто переменились. Поэтому я решил уйти. Как бы там ни было, Deep Purple внесли очень весомый вклад в становление рок-н-ролл стиля.

- Ричи, кого ты считаешь своим лучшим партнером за все время твоего творчества?

- Джо Линна Тернера, Ронни Джеймса Дио, а так же всех участников Deep Purple.

- Кэндис, у тебя несколько своеобразный стиль, как будто ты – гостья из прошлого. На сцене ты как будто из 17-го века. Как этот образ вписывается в твою реальную жизнь?

- У нас много друзей, мы любим собираться вместе и проводить веселые вечеринки. Эти люди не зациклены на повседневности, у нас с ними много общего. Я не зависаю в интернете, просто не вижу в этом смысла. Я чувствую, как через монитор компьютера утекает моя энергия, поэтому стараюсь держаться от этого подальше. Для меня гораздо более ценно живое общение, на нем основываются человеческие отношения.

- Мы стоим на пороге 21-го века. Самое время подводить итоги, оценивать наши достижения. Ричи, кого ты считаешь лучшим рок-музыкантом 20-го столетия? Если не привязываться к какому-то конкретному виду музыкальной деятельности. Возможно, им окажется гитарист, барабанщик или вокалист?

- Гитарист – Тони Авион, вокалист – Пол Роджерс, басист – Брюс Лейн, барабанщик – Антони Фэйган.

- Ричи, когда ты впервые понял, что ренессанс – твоя стихия?

- В 1971-м году. Хард-рок тогда был на гребне волны, и я не мог его бросить из-за обязательств со звукозаписывающими компаниями.

- В каком направлении идет развитие современной музыки? К чему мы в итоге придем?

- Думаю, ни к чему хорошему. Сегодня музыка является средством зарабатывания денег. Безвкусица нынче в моде, и как следствие вытесняет что-то по-настоящему стоящее. Сейчас не стоит вопрос о том, чтобы создавать что-то красивое и достойное, сейчас главная цель – создавать не для души, а для прибылей. Как это ни печально, но так обстоят дела на сегодняшний момент.

- Ричи, расскажите о ситуации с поджогом сцены на фестивале California Jam в 1974-м году.

- Да тут особо нечего рассказывать. Мы и раньше выделывали подобные штуки, но тогда это происходило менее масштабно и, как правило, под конец выступления. Мне случалось разбивать гитары. То же самое проделывали и Джимми Пейдж из Led Zeppelin, и Пит Тауншенд из The Who. А в этот раз мне хотелось сделать что-то особенное, вот так и пришла в голову мысль подпалить сцену. Я тогда и одну из телекамер разнес вдребезги.

- Ходили сплетни, будто Deep Purple не захотели играть предпоследними, и Emerson Lake & Palmer, которые должны были закрывать концерт, невольно оказались втянутыми в этот скандал. Какова ваша версия?

- Все было не так. На самом деле считается, что выступать в середине концерта ничуть не лучше, чем завершать его. Здесь очень многое зависит от освещения сцены. Днем не очень хорошо проводить рок-концерты, потому что обилие солнечного света препятствует созданию нужного настроения. К тому же при дневном свете не очень целесообразно использовать спецэффекты, пиротехнику. В вечерние же часы появляется возможность дополнить свое выступление яркими фейерверками и сделать по-настоящему незабываемое цветопредставление. К тому же, во время последнего номера уставшие зрители уже не смотрят на сцену, а думают, на чём и как они будут добираться домой. Так что мы как раз хотели играть предпоследними.

- Кто оказал влияние на творческий путь Deep Purple?

- Команды Vanila Fudge, Mountain и Джимми Хендрикс.

- А как же классика?

- Конечно, классика тоже! В нашем альбоме «Concerto for Group and Orchestra» задействован симфонический оркестр.

- Какое событие за все время твоей концертной практики оставило самый глубокий след в твоей душе?

- Я не рассматриваю свою творческую деятельность в таком ключе. Меня больше волнует вопрос, сколько я еще смогу играть. Когда я вижу счастливые лица людей на моих концертах, я знаю, для чего я живу.

- Ты в курсе, что в СССР ваша музыка была под запретом, а поклонники Rainbow и Deep Purple подвергались преследованиям?

- В России все под запретом. Не запрещено только набивать тугие карманы чиновников. Там все под гнетом властей. Все (идеология в том числе) навязывается интриганами-политиками. В Америке же все наоборот. Здесь чувствуется свобода мысли, нет цензуры, в общем, тоже свои крайности. Американцам все позволено, а русским все запрещено – в итоге когда-нибудь произойдет колоссальный взрыв. В США все ценности диктуются шоуменами. Они же влияют на моду.

- К сожалению, атмосфера 60-х и 70-х безвозвратно канула в лету.

- К сожалению, это так. Сейчас ощущается острая нехватка талантливых и ярких исполнителей. Зато безвкусица, типа Бритни Спирс и N'Sync процветает буйным цветом. Они зазвездились только благодаря своей привлекательной внешности. Сейчас этого бывает вполне достаточно для того, чтобы быть в модной струе. О музыкальных данных таких исполнителей речь вообще не идет. Сейчас с развитием передовых технологий можно сделать из любой безголосой певички уникальную вокалистку. Америка в этом плане совершенно деградирует. В Европе другое дело, там еще не перевелись ценители настоящего рока. Там к музыке в совсем другое отношение.

- Сейчас многие музыканты предпочитают грандж. Что ты об этом думаешь?

- Я считаю, что грандж – это музыкальный мусор, который пора выбросить на помойку. Он только засоряет настоящую музыку.

- В 60-е музыкантам приходилось конкурировать между собой, доказывать свою значимость. В то же время музыка не представляла такого коммерческого интереса, как сейчас. А теперь все наоборот.

- Это необъяснимо. Одно могу сказать – переломный период пришелся на 1974-75-й годы. Большие корпорации заинтересовались рок-н-роллом. Вот с этого момента все и началось. Коммерция попросту уничтожила настоящий рок, поэтому больше нет той атмосферы, да ее и быть не может. Теперь все вертится вокруг денег. История с Sex Pistols наглядно иллюстрирует факт создания целой войны, построенной на внешней бутафории. Вся хорошая музыка, что транслируется сейчас по радио – это Classic rock.

- Какая твоя самая любимая песня, автором которой ты являешься?

- Все композиции из Blackmore's Night, «Machine Head» и «In Rock». Если кто-то сомневается в том, что ренессанс заслуживает внимания, я тут же приведу кучу аргументов в его пользу. Мои любимые песни действительно хорошие, и я их исполняю в особой атмосфере. Лучшая музыка рождается в тишине. Первое касание струн или клавиш создает первый шелест мелодии. Американцы не любят тишину, но без нее не было бы музыки, потому что эти две вещи немыслимы одна без другой. Возможно, я так чувствую отчасти потому, что я европеец, а европейцы более чувствительны к таким вещам.

- Ричи, это правда, что ты не любишь раздавать автографы и что встречи с фанами после концерта тебя напрягают?

- Многим это нравится из-за престижа. У меня просто нет на это времени.

- А ты не удивился тому, что на твой концерт пришло так много русских? Ведь многие из них до последнего времени считали тебя только солистом Rainbow и Deep Purple.

- Россияне гораздо чувствительнее американцев, в этом плане вы похожи на европейцев. Вас столько лет притесняли, но это не сделало вас черствыми. Наверно те, кто испытывает дефицит свободы, душевно богаче, чем те, у кого эта свобода в избытке.

- Ричи, во время выступлений ты всегда молчишь. Играешь задумчиво, как бы сам в себе. Почему так?

- Потому что моя игра – это и есть мой разговор с публикой. Все, что я хочу им сказать, выражается в моих песнях.

- Какое самое яркое событие в твоей жизни?

- Пару лет назад я играл в германском консульстве. Концерт проходил на открытой площадке, и меня ужалило в спину какое-то насекомое (смеется). Кэнди спела «Soldier of Fortune» из альбома Stormbringer. Она исполняет много роковых вещей. У нее даже «Perfect Strangers» поется в стиле ренессанс.

- Не кажется ли тебе, что у многих ваших песен грустная судьба – они умирают, так и не став хитами. Обидно, что такие шедевры даже не исполняются вживую. Взять хотя бы такие композиции, как «Flight of the Rat», «Rainbow Eyes», «Super Trouper»…

- К сожалению, ты прав. Мы пытались их играть, но публика их не воспринимала. Сейчас мы стараемся впихнуть в наш концерт как можно больше вещей, поэтому некоторые наши выступления длятся по три часа.

- Чей образ вас вдохновлял при написании хита «My Woman from Tokyo»?

- На самом деле мы только хотели выразить этой песней наше впечатление о Токио. Японские промоутеры остались очень довольны, и мы заработали больше, чем нам полагалось. И в ритм очень органично вписалось. Было бы забавно, если бы мы вдруг запели «My Woman from Gdansk» (смеется).

- Когда выйдет ваш новый диск?

- Ориентировочно в мае. 16 композиций уже написаны и ждут своего часа. В январе мы уже приступим к записи альбома.

- Вернемся опять к СССР и КГБ. Ричи, что ты думаешь по поводу их нового президента?

- Народ там реально испытывает острый недостаток в еде и теплой одежде (мафия является исключением). Они готовы идти на крайние меры. Это мне напоминает Германию в 30-е годы.

- Ты проводишь параллель?

- Нет, просто люди пойдут на любые меры. Я не был в России и мало знаю об этой стране, поэтому я могу ошибаться. Возможно, они не голодали, и вопрос о возвращении коммунизма не стоял. Они помнят, что при коммунизме были сыты.

- А тебя пугает Коммунизм?

- Я опасаюсь, что русские пойдут тем же путем, что и Адольф Гитлер в свое время. Мне бы не хотелось, чтобы Украина терпела притеснения от правительства России. Путин исповедует милитаризм – это меня пугает. Возможно, вы находитесь на пороге холодной войны. Я не думаю, что все русские за коммунизм.

- Чего бы ты пожелал россиянам там, в России, и здесь, в США?

- Пожелать можно очень многое. Я очень уважаю их за терпение и верю, что они достойны самого лучшего.

Ричи Блэкмор передает огромный привет всем ценителям его таланта, живущим на Украине. Он так же выражает надежду когда-нибудь выступить на украинской сцене. Со своей стороны я его заверил, что в Черновцах его будет ждать очень душевный прием.

После нашей беседы я удостоился приглашения от мистера Блэкмора на его предрождественскую вечеринку. Я, в свою очередь, подарил ему видеокассету с документальным фильмом о Черновцах.