История группы Deep Purple

Mark I (1968-1969)

Изначально музыканты не знали, в каком направлении будут двигаться дальше, но скоро примером для подражания стали Vanilla Fudge. Джон Лорд находился под большим впечатлением от их выступления в клубе Speakeasy, после которого весь вечер беседовал с их вокалистом и органистом Марком Стайном. В основном Лорда интересовали их трюки и технические приемы. Как признался потом Тони Эдвардс, поначалу он не понял того стиля, который был взят за основу его подопечными, но менеджер Deep Purple положился на их чутье и не стал мешать их творческим экспериментам.

Сценарий предстоящих концертов придумывался с учетом умений и талантов Ричи (Позже Ник Симпер рассказывал, как стоя перед зеркалом, долго пытался повторить за Блэкмором его пируэты).

Джон Лорд: Ричи всегда очень эффектно держался на сцене, он был больше похож на артиста балета, чем на гитариста. Чего он только не выделывал со своей гитарой! Инструмент за головой с его подачи уже стало классикой жанра.

Музыканты облачились в костюмы из бутика «Mr Fish» Тони Эдвардса, которые были им самим и оплачены. «В этой одежде они смотрелись весьма представительно, но очень скоро она стала расползаться по швам. Мы страшно гордились собой, но на самом деле выглядели обыкновенными пижонами», – говорил Джон Лорд.

В апреле 1968-го года музыканты впервые провели концерт на большой сцене в Дании. Для Лорда выступать на этой концертной площадке было не впервой – в прошлом ему уже приходилось давать здесь концерты с группой St Valentine’s Day Massacre. Кроме того Дания находилась в отдалении от большой рок-сцены, а музыкантам это было как раз на руку. Джон Лорд: «Мы решили начать под именем Roundabout, а в случае провала – переименоваться в Deep Purple». Но у Ника Симпера на этот счет была другая версия: «Мы уже были наполовину Deep Purple. Когда к нам подходили репортеры и спрашивали, как мы называемся, Ричи им отвечал: «Deep Purple», но Тони Эдвардс упорно продолжал нас называть Roundabout».

Первый раз молодые люди выступили как Roundabout, но в то же время на постерах были упомянуты Artwoods и Flowerpot Men. Музыканты изо всех сил старались произвести на публику впечатление, и, по словам Симпера, добились успеха. Однако Пэйс не был доволен поведенным турне: «Из Харвича в Эсберг мы отправились морем. Для проведения концертов в Дании необходимо было разрешение, а с этим у меня было не все в порядке. Из порта под конвоем полицейских я был вынужден отправиться прямиком в полицейский участок. Мягко говоря, я был в бешенстве. Такого поворота я никак не ожидал. Будучи в заключении, я весь пропах псиной и по возвращении ужасно смердел».

Успех в США

В результате почти непрерывной работы в течение 48-ми часов материал для нового альбома был готов уже через два дня. Работа над новым диском проходила в старинном особняке Хайли (Балькомб, Англия), а руководил процессом продюсер Дерек Лоуренс, с которым Ричи уже приходилось сотрудничать во времена творчества с Джоном Миком.

«Hush» – первый сингл группы (песня в стиле кантри американского исполнителя Джо Саута) был выпущен в июне 1968-го года на Parlophone Records. Однако за основу композиции была взята вариация Билли Джо Ройала. «Hush» – вещь была очень узнаваемая в ночных клубах, поэтому Джон Лорд и Ник Симпер решили попробовать использовать ее в качестве стартового релиза, а Блэкмор взял на себя обязанности аранжировщика. Сингл имел неплохой успех в Америке – ему досталось четвертое место. Особенно песня пришлась по душе жителям Калифорнии. По мнению Джона Лорда, решающую роль здесь сыграло удачное стечение обстоятельств – на тот момент в этом штате была очень в моде кислотная музыка, которую называли «Deep Purple». У англичан сингл особого признания не получил, однако здесь группа выступила на одной из местных радиостанций в передаче «Top Gear» Джона Пила, после чего популярность была, наконец, достигнута. Хоть альбом и не вошел в чарты, зато в Billboard 200 добрался до 24-го места.

Второй альбом группы «The Book of Taliesyn» так же состоял, в основном, из кавер-версий. «River Deep — Mountain High» и «Kentucky Woman» оказались весьма удачными и заняли 53 и 28 места соответственно. Однако диск оказался не настолько успешным, чтоб войти в Billboard 200. Альбом был выпущен в США в октябре 1968-го года, однако в магазинах Великобритании появился только спустя девять месяцев. Это говорило о том, что EMI уже не занимались группой. «В Америке нами сразу заинтересовались звукозаписывающие компании, а EMI выказали нам свое полное пренебрежение», – вспоминал Симпер.

Вторую половину 1968-го года Deep Purple оставались в Америке, где при поддержке продюсера Дерека Лоуренса ими был заключен контракт со звукозаписывающей компанией Tetragrammaton Records, спонсором которой был комедийный актер Билл Косби. На второй день после прибытия музыкантов в Америку их пригласил к себе в Playboy Club один из приятелей Косби. Выступление Deep Purple в программе Playboy After Dark не обошлось без курьезов, особенно запомнился момент, где гитарист группы Ричи Блэкмор пытался преподать урок игры на гитаре организатору шоу. Другим забавным происшествием был сам факт появления музыкантов в программе The Dating Game («Игра в свидание»). Надо отметить, что Лорд был очень расстроен тем, что оказался в числе проигравших, и девушка выбрала не его.

Новое направление

Deep Purple вернулись домой только под Новый год. Музыкантов, привыкших уже выступать в таких шикарных залах, как лос-анджелесский Inglewood Forum, сильно коробили поступающие предложения проводить концерты в помещении Студенческого союза Голдмит-колледжа на юге Лондона и в других подобных местах. Члены Deep Purple уже был не те малоизвестные неопытные музыканты, которыми были Roundabout – изменилось их восприятие самих себя, иными стали запросы. Взаимоотношения в группе тоже стали другими. Ник Симпер:

Ричи очень не понравилось то, что Лорд и Эванс самостоятельно разместили на би-сайд свою вещь и немного заработали на продажах своего сингла. Блэкмор жаловался мне: «Эванс всего лишь автор текста!» На что я ему отвечал: «Написать гитарный рифф не так уж сложно, с этим справится даже новичок. А вот сочинить текст со смыслом – это задача посложнее». После моих слов он еще больше скис.

Весной 1969-го года музыканты вновь трудились в США, а перед этим выпустили свой третий альбом, который положил начало их перехода на более тяжелую и сложную музыку. А в группе тем временем поменялся состав. Блэкмор, Пэйс и Лорд втайне от остальных членов команды встретились в Нью-Йорке, чтобы вместе принять решение об увольнении своего вокалиста. О своем тайном совете музыканты предупредили лишь своего второго менеджера Джона Колетту, который сопровождал Deep Purple в турне. «Род и Ник достигли предела своих возможностей и застряли на одном месте, тормозя всю группу.

У Рода отличные вокальные данные, его голос идеально подходит для исполнения баллад, но он не желает двигаться дальше. Ник – превосходный басист, но он все время продолжает оглядываться назад вместо того, чтобы стремиться в будущее», – рассказывает Пэйс. Ситуация усугублялась тем, что Эванс был без памяти влюблен в одну американку и в связи с этим неожиданно для всех решил податься в актеры. Как говорил Симпер, «…каждое его последующее выступление было слабее предыдущего. Похоже, он решил забить на музыку». Что же касается остальных участников группы, они продолжали развиваться, все больше изменяя и отяжеляя свой музыкальный стиль. Заключительный концерт этого турне Deep Purple провели в первом отделении Cream. После них зрители освистали и прогнали со сцены хедлайнеров.

Mark II - Гиллан и Гловер

Вернувшись из Америки, Deep Purple в июне записали свой новый сингл «Hallelujah». А Ричи Блэкмор тем временем проникся музыкой группы Episode Six, которую в Британии почти никто не знал. Знакомство Ричи с творчеством этих музыкантов произошло во многом благодаря его партнеру по The Outlaws, барабанщику Мику Андервуду. Episode Six имели в своем составе очень сильного вокалиста (Иэн Гиллан). Блэкмор сводил на их выступление Джона Лорда и тот тоже был потрясен мощностью и силой голоса певца.

Когда Гиллану предложили перейти в Deep Purple, он согласился, а вместе с ним к группе присоединился и Роджер Гловер – басист Episode Six. Позже Гиллан поделился своими впечатлениями о своих новых коллегах. Первое, на что обратил внимание вокалист – это интеллигентность и безукоризненность Джона Лорда. Гловеру же участники Deep Purple показались угрюмыми и мрачными призраками в черных одеяниях. Басист был задействован в записи «Hallelujah», после чего ему тут же предложили войти в состав группы. Немного поколебавшись, Гловер согласился стать одним из Deep Purple. Надо отметить, что обо всех этих движениях Эванс и Симпер совершенно не догадывались. Репетиции с новоприбывшими происходили втайне от этих двоих, судьба которых уже была решена. Днем Deep Purple занимались с Гилланом и Гловером в лондонском центре Hanwell Community, а по вечерам проводили концерты с Симпером и Эвансом.

Ситуация для Deep Purple была самая обычная – когда возникают какие-либо проблемы, музыканты предпочитают помалкивать, перекладывая всю ответственность на плечи своих менеджеров. Как-то так повелось в шоу-бизнесе, что если ты хочешь чего-то добиться, ты должен распрощаться со своей совестью. Признаться, меня до сих пор коробит, когда я думаю о том, как мы с ними поступили. Это было не совсем честно, но назад уже ничего не отмотаешь.

4-го июля 1969-го года в Кардиффе Deep Purple выступили в последний раз в своем прежнем составе. Эванс и Симпер получили денежное вознаграждение за три месяца работы и, с разрешения музыкантов, забрали с собой кое-какую аппаратуру и усилители. В дальнейшем Симперу удалось отсудить у них еще 10 тысяч фунтов, но вместе с этим он лишился права на дальнейшие денежные отчисления. Что же касается Эванса, тот предпочел не затевать войны и уйти с миром. Последующие восемь лет музыкант получал ежегодные выплаты в размере 15-ти тысяч фунтов от продажи музыкальных копий с его участием. Между менеджерами Deep Purple и Episode Six произошел конфликт, который вскоре был улажен благодаря сумме в три тысячи фунтов.