Джон Лорд. Концерт для Лорда с оркестром

Скорее всего, тогда, 24.09.1969 г., в премьерный день «Concerto For Group And Orchestra», на сцене Альберт Холла у него преобладало чувство страха, когда он выходил к чопорным музыкантам, представляющим Королевский Филармонический Оркестр. Те вряд ли всерьез принимали этого усатого длинноволосого парня, имевшего привычку занимать за своим «Хаммондом» позу пулеметчика на летящей тачанке.

Новатор, который впервые в мировой истории музыки объединил классическую форму частного «Концерта для оркестра» с тяжелым роком, и сам написал партитуру для каждого инструмента. Нелепо. Смешно. Неслыханно.

Это сегодня рокеры все скопом повадились выступать в капеллах и филармониях, а на симфонический концерт волен кто угодно прийти в свитере и джинсах. Это сегодня с оркестром не выступили, может быть, лишь самые ленивые из тяжелых групп, а эти самые оркестры играют сегодня все, что угодно - от «Битлз» до «Все Идет По Плану»; был бы аранжировщик и слушатель, а в остальном - никаких трудностей. Это сегодня альтисты могут с увлечением притопывать, слушая соло на барабане в III части «Концерта», а с Джоном Лордом играть, без сомнения, почитают за честь. Такие времена, чего уж там. Причем многое для того, чтобы времена изменились, сделал как раз Лорд.

У его странного произведения – красивой и дерзкой попытки объединить рок-музыку и классику, канон и выход за его пределы, отцов и детей, прошлое и настоящее - необычная судьба. Тогда, четыре десятилетия назад, премьера имела успех, она была выпущена на виниле, снята и продемонстрирована по британскому телевидению. Однако поклонники PURPLE, самого прославленного и успешного детища Лорда, посчитали эту пластинку больше казусом, чем полноценным этапом в дискографии любимого коллектива (и любимого клавишника). Другие рокеры также не стремились идти по его стопам, ограничиваясь только оркестровками своих вещей или переработками произведений классических композиторов (наиболее известное взято у Мусоргского – «Картинки С Выставки» от EMERSON LAKE & PALMER).

Невозможно сказать, по какой причине - не хватало образования, смелости, фантазии? Да и сам Лорд, без ограничения смешивая в сольной деятельности любые жанры, к наиболее масштабному из собственных произведений не возвращался. Более того, когда-то оказалась утрачена (и воссоздана усилиями энтузиастов намного позднее) нотная запись. Очередное исполнение «живьем» «Концерта Для Группы С Оркестром» произошло лишь три десятилетия спустя, в 1999 году: опять же в Альберт Холле, однако с другим оркестром и со Стивом Морсом, а не Блэкмором в роли гитариста PURPLE. И вновь - успех. И даже концертное турне по Южной Америке, Японии и Европе.

В 2002 г. Джон Лорд покинул PURPLE окончательно (точнее, неизвестно какую по счету инкарнацию данного бренда), однако, к счастью, из музыки не ушел. Его нынешняя работа включает много всего - от написания (и выпуска на пластинках) вполне привычных классических опусов до импровизаций с австралийскими блюзменами. Лорд теперь свой «Концерт» тоже не забывает, время от времени исполняя его с местными оркестрами. В текущем году, например - в Венгрии, Германии, Словакии и Бразилии. Дошла очередь и до России: в Питере, Москве, Екатеринбурге. Благо, дорожки в эти места уже давно протоптаны, и хоть далеко не все российские пепломаны предпочитают слушать не очередную подборку привычных хитов PURPLE, а ту самую малопонятную пластинку, да еще вживую - все-таки нашлись россияне, любящие именно Лорда и его творчество «самих по себе».

Питерское выступление состояло из двух частей с двадцатиминутным перерывом на «vodka break» (как назвал его сам Лорд). Собственно «Концерт» и II отделение, для которого подойдет название «Избранное», включали: несколько композиций из сольных альбомов музыканта, плюс, конечно же, отдельные вещи из наследия PURPLE – «Soldier Of Fortune», «Pictures Of Home» и «Child In Time».

Концерт получился интернациональным: группа из Венгрии CRY FREE, которая известна преимущественно как кавер-банда, играющая вещи PURPLE. Эрмитажа под управлением Фабио Мастранжело, именитого итальянца, и пара вокалистов: Стив Бальзамо, англичанин, который, в том числе, пел партию Христа в английской постановке «J.C. – Superstar» 1997 г., и полячка Кася Ласка, также известная в основном по мюзиклам.

Было заметно, что изначально эта музыка писалась для музыкантов совсем другого уровня – речь не идет о мастерстве или опыте, дело все, как бы сказать поточнее, в личной харизме, наверное. В способности наполнить музыку жизнью и страстью. А эта способность была, судя по концерту, лишь у самого Джона Лорда.

Благообразный, седой как лунь, доброжелательно-ироничный, мало чем напоминающий рокера – он садился за рояль, на нос надевал очки, и это старило его еще больше. Но лишь до тех пор, пока он не принимался играть. Даже находясь за роялем, даже в лирических произведениях его прошлое - блюзовое, джазовое, хард-роковое, рок-н-ролльное - давало знать о себе, и в финале каждого номера он неизбежно привставал, принимая машинально ту самую угрожающую позу. Чего уж говорить о тех номерах, которые он исполнял на «Хаммонде». Всегда узнаваемый тембр и безошибочно узнаваемая манера исполнения - страстная, острая, свободная, бесконечно увлекательная. И уже было совершенно неважно, что он исполняет - знаменитое вступление на клавишных к «Child In Time», джазовые куски «Сарабанды» или классику «Концерта». В любое мгновение, когда Лорд вступал в игру, казалось, что на сцене присутствует только он один. И хотелось слушать только его. Бесконечно. Всегда.

И дело вовсе не в звездности. Все дело в «драйве». И есть такой термин – «большой артист». И то, и другое существует вне жанров и стилей, и все это непосредственно относится к Лорду. Вот и все.

К сожалению, он ничего не сыграл на бис. За исключением этого, все остальное было прекрасным.