Погружение в пурпур: альбом «In Rock» и DP 70-х

В прошедшем 2010 г. исполнилось сорок лет с момента выхода пластинки «Deep Purple In Rock» – и, по сути, сорок лет тяжелому року.

В альбоме, выпущенном в июне 1970 г., обновленные новыми участниками DEEP PURPLE значительно превзошли по уровню тяжести и громкости LED ZEPPELIN и дебютную пластинку BLACK SABBATH, которые считались родоначальником «хэви-метал». Собственно, ничего такого «сверхметаллического» на «Deep Purple In Rock» не наблюдалось, но его упоение плотностью и скоростью звучащей ритм-секции, невероятно высокой гитарной техникой и вокалом определили, во многом, искания музыкантов течения NWOBHM и того, что образовалось вслед за ним. «Speed King», словно черпавшая вдохновение в нарезанных в постмодернистском стиле рок-цитат, обретавших особенное, почти волшебное значение, была прообразом спид-метал песен; в мелодических извилистых пещерах композиции «Flight Of The Rat» можно угадать черты еще не созданного трэш-метала.

По окончании записанной в 1969 году пластинки «Concerto For Group And Orchestra» доминирующая роль в Deep Purple оказалась у Ричи Блэкмора, стремившегося в музыке воплотить не столько тяжелый рок, сколько собственный уникальный взгляд на рок-н-ролл. Именно так Блэкмор называл то направление, в котором хотел работать. Такое представление о музыканте перешло из шестидесятых годов в новую эру. Термин «рок-н-ролл» был синонимом независимости духа, свободы от косности окружающего общества. Классический рок был как раз таким в определенный период: чувство бунта передавалось поклонникам Чака Берри и Литтл Ричарда через максимально простую музыку, абсурдные фразы и эпатажные тексты, эротизм и невероятный уровень громкости, которое (это чувство) в наше время как таковое воспринимается с трудом.

«Speed King» многие фразы взяли из композиций Литтл Ричарда, который активно применял в работе джазовый скэт: голос часто использовался в качестве инструмента импровизации, лишенного семантической нагрузки. Похожим «смысловым скэтом» являлись слова композиций PURPLE: использовались куски песен, состоящие, в большинстве своем, из осмысленных, «нормальных» слов, но практически не имеющие между собой логической связи. В этом грубом попурри угадывалась первоначальная установка рока на преодоление любых правил, навязанных средой, уничтожение готового смысла.

Разрушая наиболее привычную и понятную для слушателей «рондальную» структуру песен, музыканты переходили на щегольскую рок-джазовую импровизацию после невероятного по скорости металлизированного рока, соединяли пронизывающую до косточек балладу с симфонией, рок-оперой, суровой скандинавской дуэли органа с гитарой. Ноты Пейса, как неизгладимые дождевые капли, отпечатывались на скалах, увенчанных лицами президентов тяжелого рока.

Вопреки сознательной неряшливости в лирике – ситуации, столь характерной для хард-рока, пластинка семидесятого года, как и почти все пластинки PURPLE, отличало очень академичное звучание. В определенной степени его источниками были симфоническая музыка Европы и гитарное наследие конца шестидесятых, также имевших, по словам самого Блэкмора, некоторое влияние на его музыку. В отличие от студийных записей раннего PURPLE, в альбоме семидесятого года отсутствовали классические цитаты, и, может быть, это делало его наиболее убедительным доказательством возможности группы сравниться с Бетховеном и Бахом – композиторами, оказавшими огромное влияние на творчество Блэкмора и Лорда.

Не учитывая начало и конец альбома, содержащих «издержки» нового стиля музыки и, одновременно, делавших реверанс в сторону «кислотного рока», стремительно покидавшего мастерские хард-рока, «Deep Purple In Rock» являл собой удивительный образец чистого звучания и гигантской сложности, так редко встречающихся в музыке молодого поколения рокеров.

В отличие от «In Rock», который заложил основы тяжелого рока как такового, следующий, более расслабленный и менее суровый, альбом «Fireball» (1971) стал образцом применения стилизации как одного из базовых компонентов жанра хард-рок. Мастерство коллектива было настолько велико, их самостоятельность в музыке – столь однозначна, что группа легко могла позволить себе писать и исполнять кантри, «восточную музыку», блюз и псевдоклассику (в середине композиции «Fools»), не нарушая стилистического единства.

Путешествия между жанрами на кораблях гениальных мелодий - неотъемлемая часть музыки «Stormbringer» (1974 г.), «Burn» (1974 г.) и «Come Taste the Band» (1975 г.), выпекавших тяжелый рок на фанковых дрожжах. Коротенький «Who Do We Think We Are» 1973 года возвратился к жесткости «скалы», драматическому рок-н-роллу в понимании Блэкмора, найдя, впрочем, место и для аллюзий на Баха, и для блюза.

Объединение всего со всем, складывание жанровой мозаики со скрытыми границами отдельных элементов – таковы были пластинки, записанные с Хьюзом и Ковердейлом. Поначалу блюз и фанк непринужденно и легко вписывались в общую парадигму хард-рока. Такова «Sail Away» – гимн переменам, движимым гитарным парусом, наполняющимся ветром в середине песни. Такая же и «Might Just Take Your Life», сыгранная после «троянского» боевика в жанре хард-рок «Burn», замешанного на Паганини и Гершвине.

В 1974 году «Stormbringer» ознаменовал наступление упадка, которому, правда, многие группы могли бы позавидовать: наряду с невыразительными вещами типа «Love Don’t Mean a Thing», в альбоме звучали и настоящие шедевры – к примеру, заглавная песня – драма с шикарным риффом. После прихода Болина (вызванного уходом Блэкмора) группа отошла окончательно от стилистики «In Rock» – определявшей – пусть и с серьезными оговорками – содержание «Fireball», «Who Do We Think We Are», «Machine Head», «Burn» и «Stormbringer» – и сделала самобытный, но, по большей части, средний альбом, в самом конце которого, назло всему, шли потрясающие композиции.

Пройдя через межличностные конфликты и смены составов, чувствуя кожей горячее дыхание постепенного кризиса, ведшего группу к стремительному распаду в 1976 г., музыканты PURPLE сохраняли верность своим музыкальным идеалам и даже в худшие времена создавали потрясающие песни, к примеру «You Keep On Moving». Ощущение надвигающегося кризиса, тяжело переживавшееся музыкантами, истинному уровню музыки соответствовало не всегда, оставаясь на космической высоте, и с ухмылкой наблюдавшей за тщетной суетой земной индустрии рока.

С самого основания DEEP PURPLE и по настоящий момент концертное и студийное творчество группы остается эстетским наслаждением, открывающим неповторимые мелодии, новые нюансы смысла почти в любом выступлении, практически в каждом альбоме. Потому не удивительно, что неподготовленный слушатель, испытав на себе неисчерпаемое богатство «перплов», может заразиться кессонной болезнью…