Прогулка по саду Академии художеств

Между домом Головкина и Морской аптекой в Санкт-Петербурге в 1750 году при Академии художеств был построен сад. В 1758 году в саду занимались практикой начинающие художники, а в доме Головкина занимались ученики Академии. Строить Академию художеств начали в 1764 году, а закончили строительство в 1788 году. Для того, чтобы украсить академию, было решено вокруг нее разбить сад. Серьезно садом начали заниматься в 1768 году, его мастером был Х. Эклебен.

В саду в 1768 году начали рыть пруд для купания. А.Н. Оленин — президент Академии художеств предложил построить четыре портика в римском, египетском, персидском и греческом стиле. Этим проектом стал заниматься А.П. Брюллов, им были составлены 4 чертежа. Но, к сожалению, идея портиков так и не была воплощена в реальность. Единственно, на территории сада был построен Садовый корпус с портиком в греческом стиле. К.А. Тон в 1844 году разработал план будущего сада при Академии. Через три года Брюллов предложил проект сада, по которому он был построен. Сегодня отсюда можно увидеть весь Петербург в деталях в любое время года.

Здесь установили ограду, проложили дорожки, поставили гранитную колонну на пересечении центральных аллей (1847 г.). Эта колонна считалась запасной для Казанского собора. Она была высечена на тот случай, если что-то непредвиденное произойдет с другими колоннами. Архитектор собора впоследствии отдал колонну Академии художеств. В 1807 году ее установили в круглом дворе Академии, а в 1817 году ее заменили на гипсовый памятник Пожарскому и Минину. Колонну Брюллов решил установить в саду Академии. По первому проекту Воронихина колонна должна быть украшена шаром. А.П. Лялин заменил установленный шар на лиру — символ искусства.

Римско-ионическую капитель из гранита со временем поменяли на бронзовую. Три корпуса Академии стоят на северной стороне сада. Со стороны 4-й линии А. Захаровым был построен литейный корпус, со стороны 3-й линии — профессорский флигель, строительством которого занимался Брюллов, а среднее здание — это рисовальные классы. В литейном корпусе были отлиты памятники Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора Санкт-Петербурга, памятник Крылову в Летнем саду, а для Аничкова моста — кони Клодта.

С восточной стороны сада в 1862—1864 гг по плану Ф.И. Эппингера построили дом № 2 по улице 3-й линии. В этом здании работают мастерские, в стенах которых создавали мозаику для Исаакиевского собора Петербурга. В.А. Кенель предложил проект садовой ограды с воротами, которую установили в 1890 году. Батальную мастерскую, где создавали этюды с натурщиков на лошадях, построили в юго-западном углу сада в 1897 году.